Как выбрать мотошлем
Мотоспорт – один из наиболее зрелищных и популярных видов спорта. Скорость, адреналин, броская экипировка, мощная техника – мало кого оставит равнодушным такой набор впечатлений. Вот только не стоит забывать, что мотоспорт еще и очень травмоопасен. Поэтому важнейшее значение имеет экипировка спортсмена, и в первую очередь шлем. Очень важно грамотно подобрать модель, определить размер мотошлема, обратить внимание на сертификацию и другие параметры. Разберемся вместе, как выбрать шлем правильно.
Важность экипировки
Только очень неопытный и не очень умный спортсмен может выдвинуть аргумент типа «я падать не собираюсь». Независимо от опыта, скорости, модели мотоциклетной техники, состояния трассы – шлем является обязательной частью экипировки мотогонщика. В большинстве стран мира это требование прописано в ПДД. А для тех, кто любит нарушать правила, приводим данные по дорожным происшествиям с участием мотоциклистов. По статистике, с травмой головы связаны:
- смерть мотоциклиста – в 80 % случаев;
- тяжелая травма – в 70 %.
Поэтому правильный выбор мотошлема – это, без преувеличения, вопрос жизни и смерти. Кроме того, шлем защищает гонщика от ветра, пыли, насекомых. А современные производители особое внимание уделяют дизайну изделий, превращая их в броскую деталь имиджа.
История создания
Первой страной, где проблема создания защитных шлемов вышла на государственный уровень, стала Великобритания. Поводом для этого стала трагическая гибель знаменитого Лоуренса Аравийского. Легендарный подполковник после выхода в отставку поселился в родном графстве Дорсет. Хладнокровный и опытный гонщик попал в аварию на проселочной дороге, когда пришлось резко свернуть из-за выехавших навстречу детей-велосипедистов. Лоуренс, ехавший без шлема, получил травму головы и скончался, не приходя в сознание, через шесть дней.
Легендарному путешественнику, прошедшему войну, было всего 46 лет. Его смерть стала потрясением для одного из лечивших его врачей – нейрохирурга Хью Кэрнса. В течение нескольких лет он изучал подобные трагедии, проанализировав более 2 тыс. аварий, повлекших смерть мотоциклистов. Свои выводы он опубликовал в 1941–1946 гг. в серии статей в «Британском Медицинском Журнале». Его работа привлекла внимание к проблеме и стала научным основанием для создания защитных шлемов. Уже в начале 1950-х министерство транспорта страны опубликовало первые в мире стандарты для мотошлемов. Затем:
- 1953 г. – профессор Чарльз Ломбард (США) запатентовал шлем, впервые использовав жесткую внешнюю часть и поглощающую удары внутреннюю; этот принцип используется до сих пор;
- 1961 г. – впервые в мире в Австралии введено обязательное ношение шлемов при езде на мотоцикле;
- 1967 г. – это правило включено в ПДД Советского Союза;
- 2013 г. – в РФ требование распространено на мопеды и скутеры.
Устройство мотошлема
Защита для головы имеет достаточно сложное устройство с продуманной конструкцией и тщательно подобранными материалами. Мотошлемы отличаются внешним видом, материалами изготовления и комплектацией, но у любой модели есть две основные части – наружная «скорлупа» и демпфирующий внутренний слой.
«Скорлупа»
Она отвечает за прочность и внешний вид. Твердая оболочка из прочного материала при аварии принимает на себя первичный удар, защищая голову от механических повреждений. Чаще всего для ее изготовления используют:
- карбон (углеродное волокно, укрепленное эпоксидной смолой) или комбинацию карбона с кевларом (высокопрочное пара-арамидное волокно);
- термопластик – полимерные материалы, отличающиеся легкостью формования при высоких температурах.
Шлемы из легковесного карбона отличаются сочетанием высокой прочности и минимального веса. В основном это спортивные модели для соревнований, где вес экипировки особенно важен. Из-за сложности изготовления это довольно дорогостоящий вариант. Шлемы из карбона с кевларом почти не уступают по характеристикам, но менее сложны в изготовлении и более доступны по цене. Бюджетный вариант – модели из термопластика. Простая технология изготовления (литье под давлением) обеспечивает доступность цен. Но при равной механической прочности «скорлупа» из термопластика будет толще, чем карбоновая, поэтому ее вес выше на 200–300 г.
Внутренний слой
Демпфирующая подкладка из вспененного материала обеспечивает комфорт при езде и амортизационную защиту при ударе. Эластичный слой полистирола толщиной около 2 см при ударе рассеивает вибрации, оберегая голову от повреждений. Демпфирующий слой изнутри покрывается обивкой из мягкой «дышащей» ткани. Тканевая подложка улучшает плотность посадки, впитывает образующийся пот, защищает эластичный слой от загрязнений. Ее можно вынимать для регулярной стирки, чтобы сохранить гигиеничность шлема.
Застежка
Шлем фиксируется на голове при помощи двух ремешков. Для их сцепления используются два вида застежек – «трещотка» (две скобы) и DD-Ring (двойные кольца). Защелка с трещоткой используется начиная с первых моделей. Она и сегодня популярна для ежедневной эксплуатации – ее можно легко и быстро застегнуть и отстегнуть одной рукой, даже не снимая перчатки. DD-застежка появилась сравнительно недавно. Пользоваться ею сложнее, она не так удобна в ежедневной носке. Зато она менее массивна, чем «трещотка», и проще регулируется по длине. Еще одно отличие – ее гораздо сложнее рассоединить, случайное раскрытие исключено. В критической ситуации это скорее недостаток, так как «трещотку» проще расстегнуть для оказания первой помощи.
Визор
Ветрозащитный экран необходим для защиты глаз гонщика от летящих на большой скорости пыли, насекомых и другого мелкого мусора. Важно, чтобы он обеспечивал полную видимость, не ограничивая обзор. Базовый вариант – экран из прозрачного пластика. Он удобен в пасмурную погоду или в темное время суток, при ярком освещении мотоциклиста могут ослепить блики. Чтобы избежать этого, визор тонируют в различные цвета – затемнение защищает от бликов, снижает нагрузку на глаза в солнечный день. Наиболее безопасно фотохромное покрытие, способное менять уровень затемнения в зависимости от освещенности. Кроме того, производители предлагают различные улучшения – антитуманное покрытие, упрочненный слой от царапин, напыление от капель и другие.
Дополнительные опции
Сегодня производители предлагают модели, оснащенные дополнительными опциями. Как правило, они усиливают не защиту, а степень комфорта гонщика. Это могут быть:
- регулируемая вентиляция – позволяет поддерживать комфортный уровень температуры и влажности внутри шлема;
- интегрированная аудиогарнитура – наушники и микрофон, обеспечивающие коммуникацию во время поездки;
- система шумоподавления – снижает уровень шума от встречного потока воздуха и мотора;
- система навигации – помогает отслеживать маршрут;
- подводка для гидратора – позволяет на ходу пить воду, чтобы избежать обезвоживания при длительной поездке.
К опциям, усиливающим защиту гонщика, можно отнести встроенный датчик для аварийного вызова, срабатывающий автоматически при ударе, и систему экстренного снятия шлема, которая может помочь при оказании первой помощи.
Виды мотошлемов и их отличия
Учитывая разнообразие моделей, без подготовки сложно решить, какой шлем выбрать. Виды мотошлемов по целевому назначению:
- спортивные – для гоночных треков; минимальный вес, максимальная аэродинамика, застежка DD, никаких дополнительных опций;
- спортивно-туристические – для длительных путешествий; хорошая аэродинамика, повышенный комфорт (шумоподавление, аудиогарнитура и прочее);
- городские – для коротких поездок; аэродинамика на среднем уровне, без дополнительных опций;
- внедорожные/кроссовые – для гонок по пересеченной местности; увеличенная подбородочная часть, выступающий козырек, без визора;
- двойного назначения – для путешествий с возможным бездорожьем; форма «скорлупы» аналогична предыдущей, но с добавлением визора и других увеличивающих комфорт опций.
По формовке «скорлупы» мотошлемы делят на интегралы, модуляры, шлемы для эндуро и мотокросса, шлемы открытого типа.
Интегралы (full face)
Так называют литой шлем закрытого типа, обеспечивающий высокий уровень безопасности. Он полностью охватывает голову гонщика, включая полную защиту подбородка (по статистике, при аварии более трети ударов приходится в подбородок). В конструкцию обязательно входит визор, иногда основной экран дополняется внутренним солнцезащитным. Специальные вентиляционные отверстия позволяют регулировать уровень обдува, защищая от перегрева цельной конструкции. Способен защитить от травм даже при падении на скорости более 100 км/ч. Популярная модель, подходит для занятий спортом, длительных путешествий и коротких поездок. К недостаткам можно отнести то, что для утоления жажды или общения шлем надо полностью снимать, – защита подбородка глушит голос.
Модуляры (flip-up)
Шлемы комбинированного типа также называют трансформерами. Это те же интегралы, но отличаются тем, что подбородочная часть закреплена на шарнирах и при необходимости может подниматься вверх, открывая лицо. Таким образом, не уступая в уровне защиты, они превосходят интегралы по комфорту. Но у них выше вес, уровень шума и цена.
Для эндуро и мотокросса
Это разновидность закрытого шлема-интеграла, адаптированная под мотокроссы или экстремальные гонки по бездорожью. Отличительные черты кроссового шлема – отсутствие визора, выступающий вперед козырек и дополнительная защита подбородка. Длинный козырек защищает глаза от солнечных лучей и лицо – от веток, грязи и камней, летящих из-под колес. Усиленная подбородочная дуга выдвинута вперед, это облегчает дыхание. Это отличный выбор для экстремального катания на кроссовом эндуро, но в обычных поездках на дорожном мотоцикле он неудобен, особенно для новичков. Увеличенный козырек на скорости создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, отворачивая или задирая голову гонщика и напрягая шею.
Открытого типа
Это наиболее простой и бюджетный тип мотошлема с невысокой степенью защиты. «Скорлупа» защищает только голову, подбородочная дуга отсутствует. Есть две разновидности открытого шлема:
- каска или «половинка» (braincap) – легкая и компактная модель, прикрывает только верхнюю часть головы, уровень защиты минимален;
- «3/4» (jet) – защищает всю голову, но подбородок остается открытым; уровень защиты намного выше, чем у «половинки», но уступает интегралам минимум на треть.
Открытые шлемы удобны для поездок в теплую погоду, в них не возникает проблем с обдувом и вентиляцией. Могут комплектоваться визором или очками. Они подходят для любого «медленного» мототранспорта – от электросамоката до квадроцикла. Но для быстрой езды и тем более мотоспорта их не используют из-за низкой защиты. «Половинки» настолько небезопасны, что у них возникает проблема с сертификацией. Поэтому ведущие фирмы-производители шлемов, как правило, не выпускают braincap.
Сертификация мотошлемов
На сегодняшний день в мире действуют строгие стандарты, определяющие требования к мотошлемам. В разных странах разработаны системы сертификации и независимого тестирования, которые определяют соответствие изделия принятому стандарту. Для получения сертификата мотошлем проходит целый ряд испытаний, имитирующих аварийные ситуации. В современном мире наиболее известны системы:
- SHARP – британская пятизвездочная система оценки качества шлемов;
- DOT – стандарт Департамента транспорта США;
- Snell – независимая некоммерческая организация (США); ее знак означает максимально надежную защиту.
В РФ действует ГОСТ 41.22-2001, обязательным сертификатом признан стандарт Евросоюза ECE 22.06.
Правила выбора мотошлема
Прежде всего стоит определиться с типом мотошлема. Это зависит от стиля езды, опыта гонщика, целей поездки. Новичкам нужно начинать с закрытых моделей, обеспечивающих максимальную защиту. Сразу нужно проверить наличие сертификации, обычно наклейка с данными размещается в затылочной части. Рядом указывается вес экипировки. Чем меньше вес, тем комфортнее чувствует себя гонщик. В среднем качественный закрытый шлем весит 1,2–1,5 кг. Более тяжелая модель доставит дискомфорт, особенно в длительной поездке.
Выбираем бренд
Если вы цените свою голову, то не стоит покупать изделия неизвестных производителей, найденные на интернет-площадках. Сегодня рынок предлагает большой выбор сертифицированных мотошлемов известных брендов с надежной репутацией. Среди них есть как очень дорогие элитные модели, так и вполне бюджетные по цене и отличные по качеству. Среди лидеров можно назвать японские Shoei, итальянский AGV, французский Shark. Более бюджетный вариант – соответствующие всем стандартам товары китайского бренда LS2. Это только отдельные примеры из широкого ассортимента надежных мотошлемов.
Определяем размер
Определить размер мотошлема можно по размерной сетке, которую предлагает производитель. Надо учитывать, что сетка у разных брендов может отличаться. Шлем должен сидеть не просто хорошо, а идеально. Чтобы правильно выбрать мотошлем по размеру головы, ее можно измерить самостоятельно при помощи сантиметра. Чтобы определить размер головы, измеряют ее окружность по самой широкой части, по линии над ушами, а затем сверяются с размерной таблицей. Выбранную модель необходимо примерить. Правильно подобранный мотошлем должен туго надеваться и плотно охватывать голову, равномерно сдавливая ее по всей поверхности. Если он сидит свободно или, наоборот, давит слишком сильно, нужен шлем другого размера. Не ограничивайтесь одной-двумя примерками, меняйте модели и марки в поисках подходящего варианта, ведь речь идет о вашей безопасности. Если шлем сел отлично, походите в нем минут 10–15. Обращайте внимание не только на плотность посадки, но и на угол обзора – поводите глазами из стороны в сторону, чтобы убедиться, что края шлема не закрывают обзор. Если за это время не возникло ощущения дискомфорта, даже слабого, вы нашли свой мотошлем.
Проверяем вентиляцию
Проверить работу вентиляционной системы при покупке не получится, ее удастся протестировать только в движении – шлем продувается при скорости не меньше 100 км/ч. Но можно проверить наличие вентиляционных отверстий. Хороший вариант, если они есть в разных частях – на макушке, подбородке, сзади. Важно, чтобы они были защищены от попадания дождя. Еще один важный нюанс – подбородочная дуга должна находиться от лица на таком расстоянии, чтобы вытянутые губы не доставали до внутренней обивки. Чем больше это расстояние, тем легче будет дышать.
Осматриваем застежку
Это не самый важный параметр выбора, но заслуживающий внимания. Производители топовых спортивных моделей, как правило, оснащают их застежками DD-Ring. У многих гонщиков они вызывают нарекания, так как застегивать-расстегивать их сложнее, чем «трещотки». Зато они меньше весят и проще в регулировке. С «трещотками» легко справиться даже в перчатках.
Подбираем визор
Ветрозащитных экранов может быть несколько, рассчитанных на разную погоду. Прозрачный пластик хорош в пасмурный день или вечером, для поездок в солнечный день лучше подобрать тонированный вариант, избавляющий от бликов. Удобнее всего мотошлемы с двумя экранами, когда внутренний играет роль солнцезащитной шторки. Важный нюанс – нужно учитывать, что визор периодически приходится менять. На нем появляются царапины, ломаются его крепления. Поэтому стоит сразу поинтересоваться у продавца стоимостью нового экрана.
Изучаем материалы
На их названиях можно не заострять внимания. Независимо от материала, из которого изготовлена «скорлупа», его надежность определяется сертификацией. От данного фактора зависит вес шлема – от легкого карбона до тяжелого термопластика. О внутреннем слое продавец обычно сообщает, что он гипоаллергенный, антибактериальный и прочее. Независимо от его свойств, шлем внутри будет покрываться потом и другими загрязнениями. Поэтому очень важно, чтобы внутренняя тканевая подложка был съемной – чтобы можно было регулярно ее стирать.
Интернет-магазин экипировки для мотоциклов Bikersmotoshop предлагает большой выбор мотошлемов известных мировых брендов. В каталоге представлены оригинальные товары. Наши консультанты готовы подобрать модели для езды по бездорожью и асфальту, для долгих путешествий и коротких поездок, для ребенка и взрослых людей. Ваша безопасность – наша забота!